Если ваш ребенок неправильно произносит звук Ш, заменяя его на звуки С, Т, Ф или же вообще пропускает его ( «.апка», «.уба»), то это скорее всего возрастная норма, так называемая физиологическая дислалия. В этом случае вы сами можете попробовать научить своего ребенка правильно произносить звук Ш.

Правильная артикуляция звука Ш :

- Губки округляем, широкий передний край язычка поднимается к началу верхнего нёба (за верхними передними зубами), боковые края язычка прижимаются к коренным зубам, теплая воздушная струя проходит посередине языка.

Необходимо выработать определенный уклад органов артикуляции, для этого старательно выполняем комплекс артикуляционных упражнений.

Первый способ: постановка звука Ш от звука Т.

Если ребенок умеет правильно произносить звук Т, тогда попросите его произнести звук Т несколько раз. Далее попробуйте вместе с ребенком произнести звук Т не со сближенными зубами, а с приоткрытым ртом. Затем попросите ребенка отодвинуть язычок подальше вглубь рта и произнесите звук Т долго-долго, как бы «потянув» его. Получится звук, похожий на шипение, затем указательным и большим пальцами округлите губки ребенка и попросите его ещё раз «потянуть» звук Т. Получится настоящий звук Ш. Только не стоит ребёнку говорить, что он произносит звук Ш, просто скажите ему, что он научился шипеть как змея.

Второй способ: постановка с механической помощью.

Если ваш ребенок умеет произносить звук С, можно предложить ребенку произнести звук С немного необычным способом. Вам понадобится плоская палочка от мороженого или чайная ложечка. Предложите ребенку открыть рот и поднять язычок к верхним зубам, затем подведите под язык ребенка палочку (поперек языка) примерно на уровне пятых нижних зубов. Далее попросите ребенка положить язык на палочку и, не убирая язычка с палочки, произнести слоги са-са-са. Должен получиться звук Ш. Только ребенку не стоит говорить, что он произносит звук Ш, а говорим, что так шипит змея.