Есть несколько разных вариантов неправильного произнесения звука с.
Если ваш ребенок заменяет звук с на ф («фанки», «фуп»), либо заменяет с на т («танки» вместо санки, «ток» вместо сок), или же совсем пропускает звук с («абака» вместо собака, «ок» вместо сок), то скорее всего у ребенка просто дислалия. Исправить произношение звука с в данном случае смогут сами родители.
Если ребенок произносит звук с межзубно, то такое произнесение бывает и при дислалии и при дизартрии. Родители могут попробовать исправить произношение звука самостоятельно. Если же не получается, значит, это скорее всего дизартрия, тогда лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Если ребенок произносит звук с смягченно — сь, и, если к тому же другие звуки также смягчаются, то это больше похоже на дизартрию и лучше обратиться к логопеду.
Если при произнесении ребенком звука с слышится своеобразный хлюпающий шум, то скорее всего это боковое произнесение звука с. Язычок в момент произнесения звука поворачивается боком, воздушная струя идет не по центру язычка, а вбок, вправо или влево, или в обе стороны одновременно. Такое искаженное произнесение формируется по причине слабых мышц одной половины языка, либо по причине нарушения иннервации языка при дизартрии. Без логопеда здесь не обойтись.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА С И АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА С.
Для начала давайте выясним для себя, как правильно произносить звук с:
- губы в улыбке
- зубы сближены
- кончик язычка находится за нижними зубами
- выдыхаемая струя воздуха проходит посередине языка по образуемому в передней части языка желобку
- голосовые связки не работают, звук с — глухой
Необходимо выработать определенный уклад органов артикуляции, для этого старательно выполняем комплекс артикуляционных упражнений. Одновременно проводим дыхательные упражнения для выработки центральной воздушной струи. Ребенок должен научиться длительному сильному выдоху, причем выдыхаемая воздушная струя должна идти по центру язычка.
Упражнения для выработки центральной воздушной струи:
- Вытягиваем губки «трубочкой», зубы разомкнуты и дуем на кусочек ватки, ладошку или карандаш, лежащий на столе. Следим, чтобы щечки не раздувались.
- Кладем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу «блинчик». Затем спичку или зубочистку кладем вдоль язычка до середины. Далее округляем губы и легким нажатием спички на язычок образуем желобок по центру языка. Делаем сильный длительных выдох через желобок. Повторяем 5-6 раз. Контроль — струя выдыхаемого воздуха должна быть сильной и холодной, если поднести к ней ладошку.
- Выполняем предыдущее упражнение без спички.
Во время постановки звука не говорите ребенку, что вы будете с ним произносить звук С, иначе ребенок может вернуться к тому звуку, которым он заменяет звук С, по привычке. Расскажите ребенку: «Когда мы включаем кран, водичка течет и поёт свою песенку: с-с-с-с-с, давай и мы попробуем спеть эту песенку». Губы растягиваем в улыбочку, кончик языка упирается в нижние зубы, рот при этом слегка приоткрыть, положить спичку вдоль язычка таким образом, чтобы появилась маленькая канавка в передней части язычка. Сомкните зубки, прикусив спичку и спойте песенку водички — длительный звук С-С-С.
Итак, у нас появился изолированный звук С. Следующий этап — автоматизация звука, то есть плавное постепенное введение звука в самостоятельную речь ребенка. Сначала поставленный звук автоматизируется в слогах, потом в словах, фразах, чистоговорках, текстах.